Мыслить по шаблону - вернейший способ завалить дело.

(Д.Ф. Энрайт)

        Тем, кто хотя бы раз сталкивался с налоговыми проверками, проводимыми налоговыми органами, знакомы их последствия: доначисление налогов и сборов по любым, порой самым формальным основаниям, начисление штрафов и пеней, блокировка расчетных счетов и т.д.
        Согласно статистическим данным налоговых органов, в результате камеральных и выездных проверок нарушения выявляются у 90-95% проверенных организаций.
        Однако, решение налоговых органов — это не окончательный вердикт. По статистике Высшего Арбитражного суда, в 2009 году суды рассмотрели 87,8 тыс. споров, "связанных с применением налогового законодательства". При этом по делам об оспаривании правовых актов налоговиков (40% всех налоговых споров) в 2009 году налоговые органы выигрывали лишь в 34% случаев.
        Мы полагаем, что налоговых споров бояться не стоит, ведь экономический эффект является главным индикатором для предпринимателя.
        Если в результате законной налоговой экономии налоговый спор становится очевидно неизбежным, то к нему надо только заранее подготовиться, собрать необходимые письменные доказательства, документацию, аргументы и идти в бой, а мы Вам поможем выйти из него победителем.
        В настоящей памятке мы бы хотели остановиться на основных моментах проведения проверок, знание которых поможет Вам оказаться в выигрышных 66%.

        Итак, остановимся на основных моментах, которые Вы должны знать:

        С чего все начинается

        Начало выездной налоговой проверки - дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения организации (по месту жительства физического лица).
        Срок проведения выездной налоговой проверки - не более двух месяцев. Установленный двухмесячный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
        Проверка может быть приостановлена - общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев.
        Исключение составляют случаи, когда требуется получение информации от иностранных государственных органов. В такой ситуации срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно еще на три месяца.
        Продление, приостановка и возобновление налоговой проверки производится на основании решения налогового органа, которое должно доводиться до проверяемой организации.
        Срок проведения проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке (п. 8 ст. 89 НК РФ).
        В период проведения проверки налоговые органы вправе истребовать документы у проверяемого предприятия
, посредством вручения проверяемому лицу (его представителю) требования о представлении документов. В требовании должны быть указаны наименования, реквизиты, иные индивидуализирующие признаки документов, период, к которому они относятся, а также точное количество истребуемых документов.
        Документы предоставляются в течение десяти дней со дня вручения требования об их представлении. Организация обязана выполнять требование налогового органа о представлении документов и в том случае, когда такое требование представляется в последние дни выездной налоговой проверки и срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки.
        Проверка завершается составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручается налогоплательщику или его представителю. В справке не отражаются выявленные нарушения.
        В случае если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

        Оформление результатов проверки

        Составление акта налоговой проверки — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.
        Вручение акта - в течение пяти дней с даты составления этого акта.
        Представление возражений - в течение 15 дней со дня получения акта.
        Примечание о несогласии с актом налогоплательщик может сделать уже в момент подписания акта. Для этого достаточно сделать в акте пометку "С возражениями".
        Налоговым законодательством не установлены требования к форме, в которой должны быть представлены письменные возражения на акт налоговой проверки. Поэтому данный документ составляется в произвольном виде.
        А вот аргументировать свою позицию необходимо. Для этого в возражениях необходимы ссылки на нормы законодательства, применимые к периоду, в котором была допущена ошибка.
        О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик должен быть заблаговременно извещен налоговым органом и вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ), независимо от того, представлялись им письменные возражения по акту проверки или нет.
        Неявка данного лица (его представителя), извещенного надлежащим образом, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
        Решение по акту должно быть принято по истечении установленного срока для представления возражений (15 дней) в течение десяти рабочих дней. Десятидневный срок может быть продлен особым решением, но не более чем на один месяц.
        С решением о продлении должен быть ознакомлен проверяемый налогоплательщик (его представитель) с проставлением им подписи и указанием даты.
        По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из двух решений:
        1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
        2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
        Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения.
        ! Решение по проверке должно вручаться исключительно способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 13 ст. 101 НК РФ). Таким способом можно считать вручение лично представителю налогоплательщика под роспись или заказным письмом с уведомлением о вручении.

        Решение вынесено. Что дальше?

        Апелляционная жалоба в отношении не вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности подается в течение десяти рабочих дней с даты вручения такого решения налогоплательщику или его представителю (п. 9 ст. 101 и абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ).
        В случае отправления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
        Апелляционная жалоба подается в тот же налоговый орган, который вынес обжалуемое решение.
        Материалы налоговой проверки направляются в вышестоящий налоговый орган - в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы.
        Рассмотрение жалобы - в течение одного месяца со дня получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
        ! Пропуск срока на апелляционное обжалование приведет к дополнительным трудностям, поскольку лишь после принятия решения по жалобе вышестоящим налоговым органом его решение можно обжаловать в суд.
        По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе:
        - оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;
        - отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение;
        - отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
        В случае подачи апелляционной жалобы решение налогового органа, вынесенное по результатам налоговой проверки, не вступит в силу, пока жалоба не будет рассмотрена и по ней не будет принято решение. Это означает, что подача апелляционной жалобы автоматически откладывает срок исполнения обжалуемого решения налогового органа.
        Решение о привлечении к ответственности (отказе в привлечении) за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня своего вступления в силу (п. 1 ст. 101.3 НК РФ). С этого момента начинается исполнение решения по взысканию налога (сбора), пеней и штрафа.
        Вступившее в силу решение направляется в налоговый орган, вынесший решение в течение трех дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
        До дня вступления такого решения в законную силу налоговый орган, вынесший решение по результатам рассмотрения налоговой проверки, не вправе производить какие-либо действия, связанные с исполнением решения, в том числе выставлять требования об уплате налога, сбора, пеней и штрафа.

        Исполнение решения

        Исполнение решения по взысканию налога (сбора), пеней и штрафа состоит их двух этапов - добровольного и принудительного.
        1. Этап. Направление требования об уплате налогов, сборов, пеней и штрафов — в течение десяти дней со дня вступления в силу решения налогового органа о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности.
        Требование об уплате налога передается руководителю организации или физическому лицу (их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если посредством вышеуказанных способов требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
        ! Требование об уплате налога, выставленное ранее даты вступления в законную силу решения налогового органа, признается недействительным.
        ! Признание недействительным решения налоговой инспекции влечет недействительность выставленных на его основании требований об уплате налога и санкций.
        Налогоплательщик обязан исполнить требование в течение десяти календарных дней после его получения. Налоговый орган вправе указать в требовании и более длительный срок.
        Если в указанный в требовании срок налогоплательщик не уплатил суммы налогов и санкций, то начинается принудительное исполнение решения.
        2. Этап. Для принудительного исполнения решения предусмотрены две основные меры.
        1. Вынесение решения о взыскании штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
        На основании решения о взыскании в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляются поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ денежных средств с его счетов в банке. Поручение направляется в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании. Банк исполняет поручение в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.
        2. Если денежных средств на счетах предпринимателя нет или недостаточно, налоговый орган вправе взыскать сумму, указанную в требовании, за счет его имущества. Установленная процедура принудительного взыскания задолженности за счет имущества должника не предусматривает направление налоговым органом должнику решения об этом или копии решения. Данное решение в течение трех дней направляется налоговым органом судебному приставу-исполнителю, который, возбудив на его основании исполнительное производство, уведомляет о нем должника.
        Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято в течение одного года по истечении срока исполнения требования об уплате налога.

        Немного о сроках

        В соответствии со ст. 6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
        Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. Когда последний день срока приходится на выходной день, окончанием срока становится ближайший следующий за ним рабочий день.
        При исчислении сроков, указанных в НК РФ, под словом "день" понимается рабочий день, если специально не указано иное. При этом рабочим днем считается тот, который в соответствии с действующим законодательством не является выходным или нерабочим праздничным днем. Общим выходным днем является воскресенье (ст. 111 ТК РФ).
        При пятидневной рабочей неделе второй выходной день устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации (обычно таким днем является суббота). Перечень нерабочих праздничных дней приведен в ст. 112 ТК РФ.

 

        Учитывая возможные негативные последствия для Вашего предприятия, рекомендуем Вам в случае проведения налоговой проверки не полагаться на собственные силы, а незамедлительно обращаться к специалистам.

        Юристы компании «Защита бизнеса» готовы оказать Вам квалифицированную юридическую помощь при сопровождении камеральных и выездных налоговых проверок.

        Наша задача – минимизация сумм доначислений, штрафов и пеней по результатам проверок.


ООО "Защита бизнеса" состоит в Торгово-Промышленной палате и имеет Свидетельство об аккредитации при саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Вся профессиональная деятельность застрахованна.
Полис страхования ответственности
Свидетельство о продлении аттестата
Свидетельство об аккредитации (юридические услуги)
Членский билет в Торгово-Промышленной палате
Квалификационный аттестат
Свидетельство об аккредитации НП СОАУ "Меркурий" (реализация торгов)
Свидетельство об аккредитации "Ассоциация антикризисных управляющих"(организация электронных торгов)
Свидетельство о квалификации медиатора
Международный сертификат медиатора









(c) 2007 Защита Бизнеса
Продвижение сайта - компания
Лидер поиска.