Прецедент увековечивает принцип.

(Б. Дизраэли )

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон № 193 от 27.07.2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В законе раскрываются понятия медиации, сферы применения процедуры медиации, основные принципы проведения процедуры медиации, условия применения процедуры медиации, а также многие другие вопросы связанные с проведением данной процедуры.

Медиация — это что-то новое или хорошо забытое старое?

Использование посредников для разрешения споров отмечается с древних времен, историки отмечают подобные случаи ещё в торговле финикийцев и Вавилоне. В Древней Греции существовала практика использования посредников (proxenetas), римское право, начиная с кодекса Юстиниана (530—533 н.э.), признавало посредничество. В 20-30-е годы в США появляется метод медиации, но наиболее активно медиация как альтернатива суду стала применяться и быстро развиваться в США после второй мировой войны, когда в страну двинулся поток эмигрантов со всего Света, и достигла своих вершин по широте применения к 70-тым годам, а в 80-е она пришла в Европу: Германия, Франция, Италия. Если обратиться к истории России, то процесс разрешения споров с участием третьей стороны известны с давних времен. В древней Руси с помощью посредника делались попытки кончить миром княжеские ссоры междоусобицы. Посредникам и в конфликтных ситуациях нередко выступали представители духовенства. Позднее были созданы социальные институты, которые стали согласовывать интересы различных социальных групп российского общества. Посредничество использовалось и в международных отношениях России с другими государствами. Так, в 18 в. Екатерина Вторая предлагала кн. Г.А. Потемкину провести переговоры между Россией и Турцией, а в качестве посредника пригласить прусского короля. Правда, трудно предположить, что в то время кто-нибудь, даже сам Фридрих Великий, владел современным искусством вести медиацию. В начале 19 века в Российской империи была создана и эффективно действовала система коммерческих судов, которые в строгом процессуальном смысле таковыми не являлись. Процесс в коммерческом суде проходил в форме примирительного разбирательства и применялись в основном нормы обычного права. В отчетах коммерческих судов Российской империи середины 19 века употреблялся термин «медиатор» и указывалось на полезность разрешения торговых споров с участием медиатора. После 1917 года практика использования медиаторов была ликвидирована по политическим и идеологическим соображениям, и первые попытки её восстановления начались лишь в 1990-е годы, но на протяжении 20 лет они не имели правовой основы. В настоящее время в России применение медиации в арбитражных и гражданских судах регламентируется Федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившим в силу с 1 января 2011 года.

Что же такое медиация?

Медиация является современным эффективным инструментом в разрешении споров с участием независимого посредника. Медиация – это альтернативный метод разрешения спора при участии нейтральной незаинтересованной стороны, медиатора (посредника). Медиатор ведет процесс выяснения всех обстоятельств, из этого состоит технология медиации – чтобы позиция и за ней стоящие чувства, пожелания, потребности сторон сначала были сформулированы, озвучены, услышаны и понятны всеми. При этом медиатор поддерживает вовлеченные в спор стороны в выработке самостоятельного решения - выход из конфликтной ситуации, который устроит все стороны.

Преимущества медиации!

  • Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора;
  • При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально;
  • Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений;
  • В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора;
  • При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс;
  • Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности;
  • При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.

Медиация эффективна в случаях, когда:

  • важны будущие отношения, интересы участников конфликта (например, важность сохранения нормальных отношений в бизнесе, или после развода, когда затронуты интересы детей);
  • на ситуацию влияет эмоциональная сторона конфликта (например, разногласиях, между партнерами, или акционерами);
  • необходимо сохранить полную конфиденциальность (в отличие от судебных процессов, которые, как правило, публичны);
  • необходимо выработать всеобъемлющее решение (тогда как правовой спор охватывает лишь часть проблемы);
  • в политической сфере (между государствами, конфликты, основанные на разности религиозных убеждений);
  • межкультурные (этнические группы, конфликты общинной группы).

Процесс медиации строится на основополагающих принципах:

  • Добровольность. Добровольное участие сторон и медиатора - это означает, что стороны вступают в процесс медиации добровольно, все решения принимают только по взаимному согласию, медиатор и стороны могут в любой момент отказаться от медиации и прекратить переговоры.
  • Нейтральность, беспристрастность медиатора. Медиатор нейтрален в отношении с каждой из сторон, обеспечивает сторонам равное право на участие в переговорах.
  • Равенство сторон. Равноправие.
  • Конфиденциальность заключается в том, что все о чем будет говорится или обсуждаться, останется внутри процесса медиации.

Стадии процесса медиации:

Медиация - это четко организованный процесс, который состоит из этапов обязательных для успешного результата. Традиционно медиация состоит из следующих этапов:

  • Вступительное слово медиатора.
  • Презентация сторон.
  • Дискуссия по выработке вопросов для обсуждения.
  • Индивидуальные встречи медиатора с каждой из сторон.
  • Дискуссия по выработке возможных предложений для урегулирования возникшей ситуации, спора, конфликта.
  • Подготовка проекта соглашения.
  • Выход из медиации.

Как показывает анализ мировой практики, медиация является эффективным процессом для урегулирования возникших споров, помогает сохранить отношения между сторонами при этом удовлетворить их интересы, сэкономить временные, денежные ресурсы каждой стороны, а так же не мало важную роль играет тот факт, что вся информация озвученная и раскрытая в процессе медиации останется конфиденциальной.

В настоящей памятке раскрыты основные вопросы связанные с медиацией, всю подробную информацию Вы можете уточнить у наших специалистов.


ООО "Защита бизнеса" состоит в Торгово-Промышленной палате и имеет Свидетельство об аккредитации при саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Вся профессиональная деятельность застрахованна.
Полис страхования ответственности
Свидетельство о продлении аттестата
Свидетельство об аккредитации (юридические услуги)
Членский билет в Торгово-Промышленной палате
Квалификационный аттестат
Свидетельство об аккредитации НП СОАУ "Меркурий" (реализация торгов)
Свидетельство об аккредитации "Ассоциация антикризисных управляющих"(организация электронных торгов)
Свидетельство о квалификации медиатора
Международный сертификат медиатора









(c) 2007 Защита Бизнеса
Продвижение сайта - компания
Лидер поиска.